Сайт учителя географии

Моисеевой Резеды Сафаровны

открытые уроки

  1. Конспект урока "Миграции населения"

  2. Конспект урока "Мировое хозяйство"

  3. Конспект урока "Численность и воспроизводство

      населения"

  4. Конспект урока "Тихий океан"

  5. Конспект урока "Туристические маршруты Чувашии"

 

            1. Урок «Миграции населения» 

 

Образовательные:

1.           Изучить особенности миграций в России.

2.           Дать определение понятиям «Миграция», «иммиграция», «эмиграция», «беженцы», «вынужденные», «сальдо миграций», «переселенцы». 

Развивающие:

1.           продолжить  развитие  умения выделять главное при работе с учебником географии,

2.           развивать умение анализировать статистические материалы и составление структурных схем,

3.           составление определений и др. 

Воспитательные:

1.           стимулировать эмпатию,

2.           определять пути решения проблем, возникающих при активной миграции населения.

 

Оборудование: Политико-административная карта России, статистический материал.

 

Организация работы

Вводная беседа  /1.Что такое миграция? 2. Причины миграций. 3 Воздействие миграций на жизнь общества. 4.Насильственные переселения. 5.Миграционные проблемы/.  

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника 

Познакомьтесь с текстом $7. Выявите основные потоки миграций в СССР и России в различные годы: направления и причины.  

Заполните хронологическую таблицу «Миграции населения в СССР и России» /текст учебника, рис.13, и знания, полученные из СМИ, Интернет.    

 

Период, гг.

Направления миграций

Причины миграций

Дополнительная информация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Используя материалы таблицы, составьте обобщающую структурную схему «Миграции населения». Ключевые слова определите самостоятельно.   

Подведение итогов работы на уроке: 

Какие народы подвергались насильственному переселению? Как сложилась их дальнейшая судьба?

Каково значение миграций для экономики страны?

Приведите примеры миграций членов вашей семьи. Каковы были причины смены места жительства? Как это сказалось на дальнейшей судьбе всей вашей семьи? 

Консультирование по выполнению домашней практической работы. 

Д. з. |§7. Домашняя практическая работа 

  

 

Домашняя практическая работа. 

1.По данным таблицы 12 постройте столбчатые диаграммы «Динамика доли русского населения в новых независимых государствах». 

2. Сделайте анализ, ответив на вопросы:

Как изменилась доля русского населения в новых независимых государствах ( в каждом отдельно и по регионам: страны Балтии, страны Средней Азии, страны Закавказья)?

Каковы причины этих изменений (политические, экономические, социальные, культурные и др.)?

3.Сделайте общий вывод: 

 - Каковы последствия изменений доли русского населения для новых независимых государств и России? Отметьте экономические, политические, культурные последствия.        

Повторение и закрепление знаний по теме с элементами введения новой информации

Задачи: 

  -  Повторить и закрепить знания по теме «Миграции населения».

Продолжить работу по развитию навыков чтения схем, таблиц, карт.

Развивать навыки обобщения информации, полученной из разных источников, создавать новое знание на основе известной информации, собственного жизненного опыта.  

Организация работы 

Задания для повторения предлагаются по рядам. 

Дополнительно создаются две группы по два человека, которые будут работать с творческими заданиями. В группы включаются наиболее подготовленные учащиеся.  

    Задания: 

1 ряд 

Работа со словарем по теме «Миграции населения».   

Работа выполняется письменно на листочках. 

                 1 вариант 

Миграция –

Внутренние миграции –

Эмиграция –

Реэмиграция –

Репатриация - 

                2 вариант 

Механический прирост –

Внешние миграции –

Иммиграция –

Депортация –

Незаконные мигранты –

2 ряд      

Самопроверка выполнения домашнего задания «Анализ диаграмм «Динамика доли русского населения в новых независимых государствах» (по данным табл.12, с.20).     

Проверьте, есть ли в ваших выводах ответы на следующие вопросы:  

В каких странах бывшего СССР особенно сильно уменьшилась доля русских? Подтвердите цифрами. 

Почему именно в этих странах произошло наибольшее снижение доли русских? 

В каких странах после распада СССР доля русских увеличилась? В каких странах осталась практически неизменной? 

Существует ли связь между численностью русских в той или иной стране бывшего СССР и политическими отношениями, сложившимися между Россией и этими странами?

3 ряд 

Работа с информацией, представленной в виде схем. 

Внимательно рассмотрите предложенные схемы, сравните с теми, что вы составили самостоятельно по тексту учебника.

Проанализируйте представленную в схемах информацию. Приготовьтесь озвучить данные схемы для класса. Ответьте на поставленные вопросы:   

Какие признаки классификации положены в основу составления каждой схемы?   

Информация к какой схеме отсутствовала в вашем учебнике? Попробуйте самостоятельно составить по ней рассказ. 

 

ставить портрет человека, решившего добровольно сменить постоянное место жительства (образование, возраст, семейное положение, здоровье, черты характера). Подумайте, какой район России он выберет для постоянного проживания.       

 2 группа 

Обобщив изученный материал и опираясь на внеучебные знания, выявите положительные и отрицательные последствия миграции для страны в целом, и для отдельного субъекта, в частности.   

 

Порядок работы по повторению и закреплению знаний:

  1.Всем учащимся класса предлагается познакомиться с предложенными заданиями и задать учителю уточняющие вопросы, если в этом есть необходимость. 

 2.Учащиеся приступают к работе. Учащиеся 2 - 3 ряда могут работать в парах, обсуждая возможные варианты ответов и осуществляя взаимопроверку самостоятельных работ, выполненных на предыдущем уроке и дома.

 3.Учащиеся 1 ряда работают в течение 3 минут. Затем учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями, организуется взаимопроверка. Выставляются оценки. Фиксируется фамилия проверяющего. Выполненные работы передаются учителю. Вся работа занимает 5-7минут. Все учащиеся первого ряда присоединяются к выполнению задания второго ряда. 

Проверяется работа второго ряда. Учащиеся третьего ряда, по мере выполнения собственного задания, также присоединяются к проверке домашней работы. Проверка осуществляется фронтально в форме эвристической беседы. По ходу проверки учащиеся делают уточняющие записи в тетради. 

Проверка работы третьего ряда. Осуществляется фронтально в форме эвристической беседы. Схемы, дополняющие материал, представленный в учебнике, заносятся в тетради по ходу их комментирования и обсуждения. 

Заслушиваются результаты работы творческих групп. Учащимся класса предлагается составить и записать в тетради 1-2 уточняющих вопроса к сообщениям творческих групп. На основе составленных вопросов организуется обсуждение результатов работы. 

 

4. Подводятся итоги проверки выполнения домашней работы. На полях тетради каждым учеником выставляется оценка по итогам самопроверки.       

 

Показатели для самостоятельного оценивания результатов работы по теме  «Миграции населения»: 

В тетради записаны определения терминов. Учащийся готов дать определения каждого из них самостоятельно.

В тетради выполнены схемы, отражающие основной материал по теме. Учащийся готов прокомментировать каждую из схем, назвав признак классификации. 

В тетради выполнены диаграммы «Динамика доли русского населения в новых независимых государствах» (по данным табл.12,) и сделан их анализ. В анализе представлены главные выводы, они подтверждаются расчетами.

Учащийся принял участие в обсуждении вопросов творческих групп.  

Критерии оценивания: 

5 баллов – данные показатели достигнуты в полном объеме;

4 балла – данные показатели в целом достигнуты, допущены незначительные недочеты;

3 балла – данные показатели достигнуты частично , допущены значительные недочеты. 

   Учитель вправе перенести в журнал оценки, выставленные учащимися по результатам самопроверки и самооценивания, без изменения, либо повысить или понизить оценку после индивидуального собеседования с учащимся.

 

 2.Урок "Мировое хозяйство"

Тип урока: изучение нового материала.

Продолжительность: 45мин.

Класс: 10а

Технология: личностно-ориентированная.

Мультимедийная презентация,

Графический редактор Paint  и мультимедийный учебник по географии 10класс

Оборудование:  1)Компьютер с OC Windows.

2)мультимедийная презентация,

3.)Политическая карта мира

Задачи:

o       сформировать понятия «МХ», «МГРТ», «МЭИ», «ТНК».

o       продолжить работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;

o       совершенствовать приемы использования различных источников информации;

o       развивать устную речь и внимание;

o       развивать умения работы со статистическим материалом, умение составлять                                схемы, граф-конспекты;

o       способствовать развитию познавательной деятельности через групповую форму работы;

o       создать комфортные условия для развития личностных качеств учащихся;

o       способствовать воспитанию уважительного отношения друг другу, чувства коллективизма.

Смысловые блоки:

                        1.Мировое хозяйство: а)понятие МХ,

                                                  б)этапы формирования.

                        2.Понятие МГРТ и отрасль международной специализации.

                        3.Международная экономическая  интеграция.

                        4.Транснациональные корпорации.

                        5.Глобализация.

                        6.Структура Мирового хозяйства.

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

Введение.Задачи урока: изучить новый материал, оформить технологическую карту,заполнить словарь новых терминов.

2. Мы изучаем  мировое хозяйство.

а)Мировое хозяйство – это исторически сложившаяся система национальных хозяйств, связанных между собой экономическими , политическими и культурными отношениями на основе международного географического разделения труда.

б)Этапы формирования:

1.Мировое хозяйство – это новое явление или оно существовало и раньше?

   По сути  формирование МХ началось много веков назад. Но огромный скачок в его развитии был сделан в эпоху великих географических открытий.Мир «сплели» в единое целое европейцы , положили конец многовековой раздробленности между странами и континентами.Это - 16 век, начались интенсивные международные хозяйственные связи, возник 1.мировой рынок.

2.фактором, объединившим человечество стал океан, точнее морской транспорт.

3.этап связан с появлением машинной индустрии (середина 18в-19в)

 

3.Работа в группах.

 Карточка-инструкция для первой группы

 1.Что означает термин МГРТ.

2.Почему страны имеют различную специализацию?

3.Выделить условия, влияющие на специализацию.

4 что такое отрасль специализации?

5. Приведите примеры специализации стран

     Япония-

     Бразилия-

     Индия-

     Саудовская Аравия- нефтяная промышленность.

 

МГРТ-выражается в специализации отдельных стран на производстве отдельных видов продукции и услуг и в последующем обмене.

            -почему ГРТ является неизбежным результатом развития человеческого общества?

/неизбежностьГРТ связана с тем, что между территориями всегда существуют различия в геграфическом положении, в природных условиях и ресурсах, в социально-экономических условиях…

           -что надо понимать под отраслью международной специализации?

/Отрасль международной специализации – это такая отрасль, которая ориентирована на экспорт продукции и определяет «лицо» страны в МГРТ/

           -приведите примеры международной специализации.

  Карточка-инструкция для второй группы

 1.Что означает термин МЭИ?

2.Приведите примеры наиболее важных региональных группировок.

3.Отраслевые экономические интеграции.

4.Для каких стран – малых или крупных – участие в интеграции имеет особенно важное значение?

5.почему развивающиеся страны стремятся принять участие в МЭИ и войти в состав региональных или отраслевых экономических группировок?

 

 

Охватив все страны мира, мировое хозяйство и МГРТ в последние десятилетия растут уже не столько вширь, сколько вглубь.Новой формой МГРТ стала МЭИ.

МЭИ – это глубокие и устойчивые взаимосвязи  отдельных групп стран, основанные на проведении ими согласованной экономической паолитики.

МЭИ имеет два вида:

-региональная экономическая интеграция;

-отраслевая экономическая интеграция.

Примеры:  региональных группировок: ЕС, НАФТА, АСЕАН, АТЭС,ЛААИ.

                   Отраслевых гуппировок: ОПЕК

МЭИ играет важную роль в современном мире. Она помогает странам рационально использовать сырье, топливо, трудовые ресурсы, повышает уровень социально-экономического развития отсталых стран, и наконец, является средством сближения стран и народов.

- Для каких стран – малых или крупных – участие в интеграции имеет особенно важное значение?

 Прежде всего для малых стран, поскольку они имеют узкую специализацию, интеграция позволяет им повысить уровень соцю-эконом. развития.

- почему развивающиеся страны стремятся принять участие в МЭИ и войти в состав региональных или отраслевых экономических группировок?

Участие в МЭИ позволяет развивающимся странам выйти на мировой рынок со своей продукцией, найти свое место в МГРТ, отстаивать свои интересы в мировой торговле.

 

Карточка-инструкция для третьей группы

 1.ТНК/ определение.

2.Продукцию каких ТНК можно найти в нашем городе?

3.Выберите ТНК, специализирующиеся на: 1. автомобильной промышленности;

2.на банковской деятельности; 3.телекоммуникациях; 4.компьюторном производстве.

 

3. В какой стране располагается наибольшее количество ТНК?

4.Что же заставляет компании двигаться за рубеж?

 

ТНК – это организация функционирования какой-либо компании за рубежом./перенос хозяйственной деятельности за пределы страны./ В мире их 40тыс.

Что заставляет компании двигаться за рубеж?/ конечно, главный стимул- получить высокую прибыль и закрепиться на других рынках.

5.Физкульт-минутка/гимнастика для глаз/

            6.Глобализация мировой экономики. Просмотр и анализ ученической презентации «Глобализация мировой экономики и ее социально-экономические последствия»

            7.Структура МХ/соотношение различных видов деятельности/

Каждый вид хозяйственной деятельности  - это также определенный исторический этап в жизни общества.

.

Структура мирового хозяйства

доиндустриальная

индустриальная

постиндустриальная

Преобладание сельского хозяйства.

В настоящее время преобладает в наименее развитых странах

Преобладание промышленности.

В настоящее время преобладает в

В СНГ, Восточной европе, в большинстве развивающихся стран

Возрастание непроизводственной сферы.

В настоящее время преобладает в развитых странах.

В США, Великобритании, Нидерландах, Бельгии Японии.

 

1.при аграрном типе производства преобладают ручные технологии, а доля сельского хозяйства преобладает над долей промышленности.

2.При индустриальном типе преобладает машинное производство; промышленность развита выше, чем сельское хозяйство (Бразилия, Аргентина, Чили, Китай и др.)

3.Постиндустриальный тип характеризуется полной компьютеризацией всех сфер экономики( страны большой семерки). Для этой стуктуры характерно преобладание в экономике наукоемких отраслей.вывоз товаров становится невыгодным, преобладает вывоз капитала.

 

3. Закрепление знаний.

В качестве закрепления нового материала можно провести заполнение технологической карты урока.

Итак, ребята, что же сегодня вы вынесли с этого урока? Обобщите, пожалуйста, и сделайте вывод.

 4. Домашнее задание: повторить темы «мировое хозяйство и географическое разделение труда по учебнику В.П.Максаковского, стр.88-92

 

 3. Интегрированный урок (информатика и география) по теме: «Численность и воспроизводство населения». Применение электронных таблиц  для графического представления демографических данных»

 

Тип урока: Бинарный урок – модуль, с применением компьютерных технологий.

 

Вид урока: Комбинированный (география и информатика). 

 

Технология: Личностно- ориентированная, проблемно- исследовательская.

 

Оборудование: Компьютерный класс, программным обеспечением MS OFFICE; схемы, иллюстрации, журналы «ГЕО», учебник, атласы.

 

Цели урока: Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общекультурный характер;

Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;

Ознакомление с проблемами динамики роста населения, продолжительностью жизни и ее качеством и демографической политикой государств мира;

Обучение школьников применению современного программного обеспечения в решении нестандартных задач.

 

Задачи:

Учебная: Изучение и закрепление понятий, связанных с типами воспроизводства населения и основных навыков работы с электронными таблицами;

Воспитательная: Развитие познавательного интереса, творческой активности, воспитание информационной культуры;

Развивающая: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе

            План урока:

Организационный момент

Мотивационное начало: постановка цели урока

Объяснение учителя географии

Объяснение учителя информатики

Деление класса на две группы

Практикум по информатике-географии

Подведение итогов урока.

 

Ход урока:

 Модуль1. «История развития человечества» (объяснение учителя)

Известно, род Homo возник в Африке 40тыс. лет назад. Появлению первых людей предшествовала длительная эволюция, растянутая по времени на миллионы лет, 3,5 млн. лет назад – антропоиды., 1,5 млн. лет назад их сменили ранние люди, которые уже могли трудиться и умели поддерживать огонь, 100тыс. лет назад появились неандертальцы – первобытные люди, название так получили по местонахождению в долине Неандерт Германии (человек – новатор), 40тыс.лет назад появились современные люди кроманьонцы названные по местонахождению останков в деревне Кроманьон во Франции (человек – разумный). Путешествия первых людей растянулись на долгие тысячелетия, были встречи опасностей и великих событий, о которых ученые спорят до сих пор. И 25тыс. лет назад люди уже жили в Америке, Австралии, Океании, освоили пространства Арктики. Люди достигли Европы, и чтобы выжить, они изменили образ жизни и орудия труда. Мысль осесть в одном месте, пахать землю и разводить скот могла прийти в голову только Homo Sapiens. Среда обитания, различие природных условий вызвали различия внешнего облика людей. Антропологи, ученые, изучающие происхождение и эволюцию человеческого рода, разделились во взглядах на генезис человека: одни считают, что он появился в Африке в одном месте на Земле – это моногенисты. Другие, что расы людей произошли от разных человекообезьян это полигенисты.

Но как бы там ни было, к началу новой эры на Земле, то есть 40 тыс. лет назад нас было 1 млн. чел..

С тех пор выделяют 2 периода развития человеческого общества:

До 17 в. – аграрная цивилизация

 

До 21 в. – индустриальная цивилизация.

 

Модуль 2  “Динамика численности населения Земного шара” (совместная работа учитель- ученик)

Открыть учебник на стр. 55

Анализ рисунка

Рассмотреть таблицу:

Рост численности населения в 19-20вв.

 

1820

1млрд

1931

2млрд

1960

3млрд

1975

4млрд

1987

5млрд

1999

6млрд

 

4. анализ таблицы с выводом: Человечество стремительно выросло в 20 веке.

 

5. рассмотреть таблицу№2 блока 4 (в учебнике)

 

6. сделать вывод,  в каком регионе Земли быстрее всего растет население в 20 веке.

 

7. работа с учебником

 

Вопрос: Что такое воспроизводство населения?

 

Типы воспроизводства (запись в тетрадь):

*          Традиционный

*          Переходный

*          Современный

 

Традиционный соответствует 2 типу воспроизводства, демографически высокими показателями рождаемости и смертности.

 

Это 1 демографическая фаза, характерная для расширенного воспроизводства.

         Современный тип воспроизводства, характерен для развитых государств с низкими показателями рождаемости и смертности, что соответствует 3 демографической фазе с прямым воспроизводством.

 

Переходный тип соответствует 2 демографической фазе: здесь высокая рождаемость при низкой смертности.

 

Проанализировать рис.13 стр.57 в блоке 4 учебника, сделать вывод о распределении типов воспроизводства по территории Земли.

 

Модуль 3.1. “Продолжительность жизни населения как один из важнейших демографических показателей” (совместная работа ученик – учитель)

 

Рассмотреть столбиковые диаграммы рис. 14, ответить на вопросы:

а) В каких регионах Земли самое молодое население?

б) Самое старое? Почему?

в) Каким типам воспроизводства они соответствуют?

2. рассмотреть таблицу о средней продолжительности жизни населения и сделать вывод:

Страна

Максимальные показатели

Страна

Максимальные показатели

Андорра

84

Сьерра-Леоне

37,5

Сан-Марино

81

Гвинея-Бисау

38

Япония

80

Руанда

39

Австралия

80

Уганда

42

Швеция,

Швейцария

79

Малави

43

Канада,

Исландия

79

Афганистан

44

 

3.Среднюю продолжительность называют ожидаемой – т.е. она усредненный показатель жизни поколения. Этот показатель является одним из основных для характеристики качества жизни населения.

 

Качество жизни населения изучается экспертами ООН и еще включает:

?           Экономическое развитие

?           Экологическую ситуацию, калорийность питания

?           Уровень безработицы

?           Свободу слова

?           Уровень преступности

?           Уровень образования

 

Рассмотреть таблицу, выбранную по некоторым странам мира по уровню образования, и сделать выводы

 

Число неграмотных и уровень неграмотности в мире в 1990 г.

 

Группы стран, регионы

Число неграмотных взрослых, млн.чел.

Уровень неграмотности

Экономически развитые страны

42

 

Развивающиеся страны, в том числе Африка южнее Сахары

920138

 

Арабские государства

61

 

Латинская Америка

44

 

Восточная Азия

280

 

Южная Азия

397

 

 

 Доля людей с университетским образованием в возрасте от 30 лет

 

Страна

Доля,%

США

24

Канада

15

Дания

13

Австралия

12

Швеция

12

Великобритания

11

Новая Зеландия

11

Франция

10

Испания

10

Греция

10

Финляндия

10

 

Модуль3.2. “Демографическая политика разных государств мира”

Демографическая политика – система мер с целью решения проблем населения.

Меры: экономические, правовые, пропаганда

 

1.Составить таблицы (устно)

Если правительство заинтересовано в увеличении численности населения страны

Если правительство вынуждено уменьшить численность населения страны (составляют учащиеся)

Экономические меры: льготы, премии, выплаты

 

Политические меры: награды, повышение статуса женщины- матери

 

Пропаганда: реклама, очерки, статьи, фильмы, прославление, планирование семьи, создание центров “Мать и дитя”

 

 

Вывод: демографическая политика любого государства направлена на улучшение качества жизни населения.

 

Сценка 1:

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль “Мерседес”, а два года назад, как я помню, был “Ситроен”, и костюм за тысячу долларов. 

Второй. А у тебя все тот же старенький “Пежо”

Первый. Да! Да! Старенький “Пежо”, милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!

Второй. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!

 

Сценка 2.

Диалог между мужем и женой.

Муж. Милая, где наш великолепный сын? Я обещал его сводить в зоопарк сегодня.

Жена. Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж. Ой, господи, ну чего не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого – велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!

Жена. Нет, нет, я не хочу этого….Я хочу ребенка!

Муж. Да ты с ума сошла?

 

Вопросы к классу:

 

1)В каких странах могут происходить данные сцены?

2)К какому типу воспроизводства населения можно их отнести и почему?

 

Рассмотреть качество жизни по оценке экспертов ООН в некоторых странах мира и проанализировать ситуацию:

 

 

Города

показатели

Токио

Нью-Йорк

Лондон

Москва

Сеул

Рио-де-Жанейро

Мехико

Стоимость питания

9

10

10

6

6

8

5

Жилищные условия

5

9

8

3

2

6

2

Качество жилья

10

10

10

10

10

8

8

Развитие связи

7

8

7

6

3

1

1

образование

10

10

5

10

 

 

 

здравоохранение

10

10

10

9

9

7

7

Уровень шума

7

3

3

5

4

4

5

Уличное движение

6

1

1

7

2

4

1

Чистота воздуха

7

5

7

3

3

8

2

Общественная безопасность

10

4

8

5

10

1

2

Общий рейтинг

91

70

69

64

58

51

38

 

Вывод по Модулям 1-3 вы сделаете, ответив на вопросы:

1.           В 20 в. изменения произошли в населении мира. Какие?

2.           Какой тип воспроизводства называется “ демографической весной”?

3.           Какой тип воспроизводства называется “демографическая зима”?

4.           В чем сущность демографической политики разных стран?

5.           Ущемляет ли сдерживающая демографическая политика прав населения?

6.           Ваш прогноз - как будет жить население на планете Земля в 21в.? Счастливо? Мирно?

 

Модуль 4. “Применение электронных таблиц для графического представления демографических данных” (объяснение учителя)

 

Модуль5. “Практикум”

Проанализировать таблицу численности населения по регионам в 1990-2025 гг. и ответить на вопросы:

В каком регионе численность населения будет расти самыми высокими темпами? Самыми низкими темпами? Почему? К каким последствиям это приведет?

 

Пользуясь таблицей, постройте график изменения численности населения разных регионов мира по годам (по вертикальной оси откладывайте численность населения, по горизонтальной оси – годы).

 

Мир, регион

Население, млн. чел.

Доля,%

1990г.

2000г.

2010г.

2025г.

1990г.

2025г.

Весь мир

5292

6251

7190

8465

100

100

Зарубежная Европа

498

508

513

512

9,4

6

Зарубежная Азия

3108

3698

4226

4890

58,8

57,8

Африка

648

872

1148

1581

12,2

18,7

Северная Америка

276

295

312

333

5,2

3.9

Латинская Америка

448

540

631

760

8,5

8,9

Австралия и Океания

26

30

34

39

0,5

0,5

 

Модуль 6. “Практикум” (Информатика)

 

1.           Ввести в электронную таблицу данные.

2.           Построить с помощью Мастера диаграмм:

3.           Гистограмму;

4.           Круговую диаграмму; график по своему выбору для этого в пункте Вставка выбрать Диаграмма, выполнить 4 шага мастера.

 

  4. Урок     Тема урока «Тихий  океан». 7класс.

   Изучение нового материала.

 

Урок-исследование и взаимообучения.

Цели:

1)          Образовательные – изучение нового материала (физико-географическое положение, границы, размеры, берега, острова, моря, рельеф дна, свойства воды, течения, цунами, тайфуны, айсберги, хозяйственное освоение)

2)          Развивающие – развитие географического мышления, устной речи, навыков чтения тематических карт, способности выделять главное из текста, делать выводы.

3)          Воспитательные – воспитание чувства ответственности, умения работать в команде, повышение интереса к изучению предмета.

Оборудование: карточки с заданиями, тематические карты.

                               Методика взаимообмена знаниями:

1.Команды разных уровней подготовки ( формирует учитель).

2.Каждая команда получает свое задание:

u           каждый член команды прочитывает текст,

u            составляет простой план,

u           все вместе обсуждают пункты плана,

u           выясняют расхождения по пунктам плана,

u           приходят к общему мнению,

u           составляют вопросы по своей теме.

3.По мере изучения своей темы ребята из одной группы расходятся по другим группам с целью  взаимообучения.

4. Следующая группа /по команде учителя /делает визит в другие группы со своей темой.

5.Учитель консультирует ребят и координирует деятельность групп. На следующем уроке проводит тестирование по данной теме.

 

1.Организационный момент.

2.Вводное слово учителя  и инструктаж по выполнению работы.

Цель урока:

 Доказать на примере Тихого океана, что океан является огромным природным комплексом, в котором все компоненты взаимосвязаны, а также выявить особенности природы изучаемого океана.

                        Для работы в группах  даны задания.

Карточки с заданиями.

1группа: географическое положение: границы и размеры, берега, моря, острова.

2группа: особенности рельефа дна: глубины, горы и хребты, впадины, шельф.

3.группа: свойства воды: температура по широтам, соленость, течения, цунами, тайфуны.

4. группа: органический мир и распределение природных поясов.

5.группа: хозяйственное использование океана: биоресурсы, судоходство, энергетические ресурсы, промышленное опреснение морской воды, соляные промыслы.

Итог урока.

1.           Тихий океан – самый большой по площади, расположен во всех полушариях Земли.

2.           Тихий океан – самый глубокий океан(средняя глубина 3980м)

3.           Характерны частые движения земной коры на дне океана.

4.           Шельф минимален.

5.           В океане обилие островов.

6.           В Тихом океане находятся глубоководные желоба( Марианская, глубиной 11022м)

7.           Самый теплый океан.

8.           Океан разнообразен по природным условиям.

 На дом: подготовится к тестовому зачету по теме «Тихий океан»

           /параграфы 27-28/

 

5. Конспект урока "Туристические маршруты Чувашии"

 

  

«Чувашия – жемчужина Поволжья»

 

(разработка туристических маршрутов Чувашии)

 

                                                   Цели и задачи урока:

 

Активизация познавательной деятельности учащихся (через создания ситуации для поиска материала, обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала).

  1. Расширить и углубить знания по краеведению чувашской республики

  2. Формировать следующие формы деятельности: самостоятельный поиск информации, развитие умений работать с дополнительной литературой.

  3. Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социокультурной среде, по отношению к чувашской национальной культуре и ценностям

                                                                                                

  1. формирование новых знаний и умений о проблемах взаимодействия человека и природы, особенности влияния природных условий на образ жизни людей, их здоровье и занятия.

 

  1. обобщить знания

 

  1.  познакомить с объектами природного и культурного наследия в Чувашии

 

  1. выступать перед аудиторией и слушать, отбирать необходимую информацию

       8. усиление практической направленности (   через овладение практическими навыками работы на компьютере).

        9.Развитие творчества, коммуникативных качеств ( через организацию работы в группах)

Учебно-наглядный комплекс:

Мультимедийный проектор.

Интерактивные карты: физическая, климатическая, карта природоохраняемых территорий, карта, туризм в Чувашии,

 

Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийных ресурсов и ресурсов Интернет

Справочно-информационный материал; самостоятельно составленные презентации; электронный учебник « География России. Природа 8класс.»

 

 

Термины и понятия: природные условия и ресурсы. Благоприятные условия, природные и антропогенные ландшафты, рекреационная география, индустрия туризма, стихийные явления, объекты культурного и природного наследия Чувашии.

 

Географические объекты: Присурский заповедник, Яльчикский питомник борзых собак,

Санатории волжские,Чебоксарская ГЭС, Заволжье, нац.парк, Присурские озера, страусиная ферма и др.

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент. Постановка цели и задачи урока.

  2. Презентация.

  3. Новый материал с использованием презентаций.

  4. Групповая работа / защита проектов/

     Сегодня мы проведем необычный урок -  урок-подарок.Как вы считаете, что можно дарить?

 

/Ученики: цветы. конфеты, книги/

 

 Учитель:

u      Мы сегодня  будем дарить друг другу знания, по Чувашии,

u      красивые пейзажи,

u      а самое главное -  новые для вас туристические маршруты

 

Задачи урока:

 

1. Повтори! 

Знания о природе Чувашии

 

2. Узнай!

Узнай, если в республике перспективы развития

туристического бизнеса и оцени проекты ребят

« Новые туристические маршруты  Чувашии»

 

3. Научись!

o       заполнять технологическую карту урока,

o       выступать публично,

o       навыкам работы с  различными источниками  информации.

4. Поделись!

     Поделись  знаниями, самостоятельно полученными из различных источников географической информации о достопримечательностях Чувашии, о ее особо охраняемых территориях.

          5. Твори!

Создай необычный тур « По нехоженым тропам Чувашии»

 

            Вступление учителя.

     Есть в мире люди, которые не стареют с возрастом. Почему? Потому что они умеют и работать, и отдыхать, Отдыхать активно, например,  пускаться в путешествие… А если такие места в Чувашии, где  можно путешествовать?Правительство республики стремится развивать эту новую для Чувашии сферу, принят Закон « О туризме»

 

         Точка зрения оптимиста.

     Просторы Чувашии, ее природный потенциал, ее нехоженые тропы и история – это рай для туриста.

         Точка зрения пессимиста.

В Чувашии нет перспектив для туристического бизнеса. Свою точку зрения вы изложите в конце урока устно или письменно в  листах самоконтроля.

 

 

 

 

 

     На Чувашских просторах есть много ресурсов, которые могут помочь людям сохранить и восстановить здоровье. Если вам нужно что-то изменить в своей жизни, путешествие поможет вам и здесь. Скорее всего, вы обнаружите местечки невиданной красоты, встретите дружелюбных и гостеприимных людей, мягкие бархатные волны рек и озер, изумруд лесов, а ветер будет нежно обдувать вашу кожу. Это другой мир, затерянный рай.

     Если вы устали, вам скучно, если вам кажется, что чего-то не хватает в жизни, отправляйтесь в путешествия по Чувашии великолепному уголку Поволжья с интересным сочетанием древности и современности.

А свои разработанные маршруты вам подарят ребята, которые разделились на три группы. Принимать проекты будет экспертная комиссия. И , зрители, которые также обладают правом голоса.

 

 

Группа №1

1. группа. «По Волжским просторам»

 

 

Цель: познавательная  - увидеть новые места,

географические объекты, пообщаться с людьми.

Срок: три дня

Остановки: г. Чебоксары – Новочебоксарск.

 

Водный  рейс на теплоходе по Волге

 

  

Ведущий группы №1  Смирнов

 

     Наша группа разработала туристический маршрут «По Волжским просторам», экскурсионно-прогулочный…

Теплоходный тур начинается с однодневного выхода  в столицу Чувашии – Чебоксары.

 

Гид №1: Неповторимый облик исторической части столицы Чувашии, отреставрированные святыни православного христианства привлекут российских и иностранных туристов, совершающих наш теплоходный тур. Им есть, что посмотреть в Чебоксарахзалы  Республиканского художественного музея, Чувашского национального музея, выставочных залов и художественных салонов, галерей, многочисленных тематических музеев столицы, Геологического музея, Музея пива, Литературного музея, Музея Воинской Славы, Музея В.И. Чапаева , а краеведческий и этнографический музеи берегут уникальные сокровища народного таланта и народной мудрости. В кафедральном Введенском соборе – памятнике культуры 17 века, находится уникальная святыня – икона Владимирской Божьей матери.

 

Ведущий группы №1  Смирнов

     В представленном вашему вниманию проекте, мы уделяем внимание истории республики ,нашему чувашскому народу и подготовили экскурсию в  Чувашский национальный музей.  Музей, созданный в 1921 г., является первым культурно-образовательным и научно-исследовательским учреждением Чувашии.

 

Основные экскурсии: (это на экране)

 

ГИД №2: Громкова. Презентация №1 Чувашский национальный музей

(познакомит с частью экспозиции « Происхождение чувашского народа»  наш гид Громкова Ольга)

     Огромный интерес для туристов и самую большую ценность на чувашской земле представляет сам народ «края ста тысяч слов, ста тысяч песен и вышивок». Он сумел сохранить свою самобытную культуру, традиции, ремесла и промыслы – уникальные вышивки, необычные костюмы, обрядовые праздники, связанные с древними верованиями языческих чувашей, приготовлением национального напитка – чувашского пива

 

Просмотреть несколько слайдов о Происхождение чувашского народа

 

Ведущий группы №1  Смирнов

     Мы проплываем мимо Чебоксарской ГЭС, в это время гид рассказывает об особенностях станции, о Чебоксарском водохранилище, вдоль берегов водохранилища действуют санатории, дома отдыха.

Гид №3:  Уникальная природная среда Чувашииблагодатные условия для санаторно-курортного лечения и отдыха. На берегах Волги расположились санатории - «Чувашия», Чебоксарская грязелечебница, Дом отдыха «Ильинка», «Кувшинка», оздоровительные лагеря «Белые камни», «Росинка». Они готовы встретить всех желающих. Туристический комплекс «Волжанка» предлагает: великолепные конные прогулки, незабываемые выезды на рыбалку и охоту: что за прелесть посидеть у ночного костра с ушицей, провести ночь в охотничьей избе! А санаторий «Волжские зори» располагает источниками минеральной воды.

Ведущий группы №1  Смирнов

     Мы проплываем мимо национального парка «Заволжье»... Это экологический элемент тура, И мы предлагаем экскурсию в Природным парк «Заволжье»,

 

слайд «Заволжье»

 

Гид№4: Этот парк вошел  в «Перечень национальных парков Российской Федерации». Заволжье остается наиболее сохранившимся природным комплексом, отвечающим всем требованиям национального парка -  Заволжские лесные озера Большое и Малое Лебединые, Изъяр, являющиеся памятниками природы. Заволжье сохраняет генофонд около половины видов растений Красной книги Чувашской Республики.. Природа Заволжья уникальна для республики, имеет незаменимое значение для сохранения биоразнообразия, здоровья наших городов, отдыха населения и несравнимо ценнее всех имеющихся там сырьевых ресурсов.

 

Ведущий группы: Смирнов

 

Завершается поездка  отдыхом на пляже г Новочебоксарска. Мы надеемся, что вы заинтересовались нашим проектом. Спасибо за внимание!

 

 

 

 2группа  « По Суре» или « Сурский водный на байдарках.

 

Ведущий группы: Наша гуппа разработала активную форму туризма, при котором  осуществляется передвижение по реке Сура за счет физических усилий самого путешествующего.

 

     Транспортное средство – байдарка.

     Цель:

  1. познавательная – увидеть новые места, географические объекты.

  2. романтическая – побыть на природе, помечтать.

  3. испытать острые ощущения, показать себе, что ты на что-то способен.

  4. получить удовольствие.

Презентация к маршруту

 

Маршрут: Алатырь - Порецкое – Шумерля- Ядрин.

 

     Наш маршрут начинается с окрестностей Алатыря, где предусматривается остановка  на правом берегу реки, где мы предлагаем путешественникам рыбалку и приготовление ухи, вечер у костра и ночевку в палатках.

     Мы, проектировщики, хотим показать вам, какие уникальные естественные возможности для активного отдыха, имеет наш маршрут «По Суре».

     Подготовлены игры-соревнования по типу бойскаутских- и программа «Школа выживания в экстремальных условиях».

 

Участник группы№1: В последнее время влияние человека на природу становится все более негативным. Особенно болезненны для каждого из нас изменения природы его малой Родины. Исчезают целые озера, пересыхают родники и речки. Деградируют леса. Тем ценнее для нас чудом уцелевшие крупицы былого богатства природы. Для сохранения таких участков им придается статус особо охраняемых природных объектов: заповедников. Необходимо осознать каждому, что без части естественных природных ландшафтов человек просто не выживет, так как тесно связан с окружающей средой.

     Охрана природы в Чувашии началась в эпоху Петра Первого с охраны корабельных дубрав. Создание современной сети особо охраняемых территорий Чувашской Республики ведется с 60-х годов ХХ века.  Образованы национальный парк «Чаваш вармане» (1992) и заповедник «Присурский» (1995) федерального значения, девять государственных природных заказников. Мы предлагаем посещение заповедника «Присурский».

  • Дата создания- 27 декабря 1995 года.

  • Географическое положение. Заповедник состоит из 3-х участков, расположенных в Алатырском, Яльчикском и Батыревском районах республики Чувашия.

  • Цель создания. Заповедник создаван для охраны южнотаежных лесов и водно-болотных угодий с присущей им флорой и фауной, в особенности для охраны выхухоли, сезонных скоплений водоплавающих птиц. Новые участки предназначены для охраны фрагментов степной растительности с поселениями сурков.

 

 

 

 

 

Участник группы№2. Остановка у присурских озер: К самым живописным памятникам природы относятся озера.  В Чувашии под охраной несколько десятков озер. Среди них - лесные озера Присурья, еще сохранившие чистоту вод и живописность, такие как озеро Изерки, Старица. Это места произрастания редких видов растений: кувшинки чисто-белой, касатика аировидного, реликтового вида рогульника плавающего, (представителя Красной книги России. Их судьбу может спасти только бережное к ним отношение. Однако во многих случаях нам приходиться предупреждать туристов об особом режиме охраны. Отдыхающие рубят лес, ставят палаточные городки, мусорят по берегам. Именно поэтому эти озера наиболее подвержены обмелению и заболачиванию.

Наш маршрут носит еще и воспитательный и экологический характер.

 

Участник группы№3:

Остановка в Ядрине. « В гостях у Айдака» Исполнилось 70 лет заслуженному работнику сельского хозяйства РФ и ЧР А.П. Айдаку

     Возглавляя бессменно с 1964 года колхоз «Ленинская искра» Айдак Аркадий Павлович зарекомендовал себя дальновидным руководителем. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации  колхоз «Ленинская искра» утвержден базовым учетно-производственным хозяйством Чувашского института повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК, Айдак А.П. является заведующим производственной кафедрой. Здесь проводятся научно-исследовательские работы по земледелию и животноводству.

     Поучиться, умелому хозяйствованию мы предлагаем и нашим туристам!

 

     На Этом заканчивается наш комплексного характера тур. Спасибо за внимание! Ошибки, замечания по маршруту, примем достойно.


3 группа. Маршрут « Батырево –Яльчики - Урмары»

 

Цель: Это проект развития сельского туризма

Средства передвижения: конно - велосипедный

 

1. В Батыревском районе  мы предлагаем конно-туристический комплекс «Заимка», с базой отдыха, большим крытым конноспортивным манежем, гостиницей. Туристический комплекс оформлен в стиле этнокультуры. Посетители могут ознакомиться с этапами приготовления национального напитка из солода и хмеля. На территории комплекса построена кузница, где можно опробовать кузнечное мастерство. Гостиница предложит вам ресторан национальной кухни.

 

2. Посещение ипподрома. Самые резвые рысаки Чувашии Альпинист, Лореаль, Самарец, Сфинкс, Днестр… В Чувашии сегодня более 20 рысаков, способных показывать на классической дистанции 1600 м. результат 2 мин.10 сек. и меньше.

 

3. Посещение Батыревского суркового заказника.

 

4. Национальный парк Чаваш Вармане

5. Яльчики. Следующий этап маршрута – велосипедный.

     У нас и здесь есть место, для развития туризма. Например, Яльчиках мы имеем в активе уникальный питомник по разведению русских борзых собак и рыцарский турнир «Дикое поле».

 

О питомнике «Борзые собаки», расскажет наш гид.

 

6. Урмары. Остановка на... «Страусиной ферме». Верите?

 

Наш гид , сейчас прояснит  ваше недоумение!

 

Ведущий: Программа выполнена. Но наши исследования выявили, что здесь нет предела совершенству! Будем дерзать! Спасибо, спасибо и ждем Вас с нетерпением.

 

В Чувашии в настоящее время зарегистрировано около 80 компаний, фирм, занимающихся туризмом. Причем чаще всего народ отправлялся осматривать красоты Египта, Турции, считая, что у нас нет ничего интересного.

 

1. Изменилось ли , ваше первоначальное мнение?  /Дайте письменный ответ в технологической карте урока./

 

2. Какой проект больше всего понравился?

 

3. Что для вас оказалось открытием?

 

4.чем вы остались не довольны?

 

Спасибо за работу!

 

 

Презентация к уроку
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz